http://www.facebook.com/pages/New-York-Plus-Plus/278217059451Юза Алешковского наградили за русскость
Вручена «Русская премия»
Юз Алешковский
|
Лауреатом «Русской премии» за 2012 год стал писатель Юз Алешковский.
«Русская премия», ежегодно вручаемая
«русскоязычным писателям, проживающим в любой стране мира, за пределами
России», существует с 2005 года. До 2007-го ее география
распространялась только на бывший СССР, но затем она расширилась до
пределов всего мира, что, в общем, сильно изменило ее к лучшему. Теперь
среди лауреатов премии стали появляться такие имена, как Наталья
Горбаневская, Дина Рубина, Бахыт Кенжеев, Борис Херсонский, Марина
Палей, а победившая в «крупной прозе» в 2009 году Мариам Петросян с ее
«Домом, в котором...» и вовсе стала чуть ли не главным событием года.
Премия этому не способствовала и не мешала, она просто подтверждала
очевидное: за пределами России живет очень много писателей и поэтов,
пока всех наградишь, никакой премии не хватит. Очевидность вообще как-то
стала казаться главным свойством «Русской премии», тем более что и
регламент располагал: лауреатов шорт-листа на церемонии награждения
просто чинно и предсказуемо рассаживали по местам.
Награды удостоены писатели из Нидерландов, Казахстана и Польши... |
Так
и в этом году одного взгляда на шорт-лист было достаточно, чтобы бегло
выхватить из него вероятных победителей. В поэзии — Алексей Цветков
(книга стихов «Детектор смысла», США). В малой прозе — Мария Рыбакова с
«Гнедичем». И в большой — «Другие барабаны» Лены Элтанг. Это не то чтобы
очевидно лучшие имена, но очевидно самые обсуждаемые. Цветкова — за
статус, Рыбакову — за форму и игры с классикой, Элтанг — за то, что ее
интеллектуальное письмо вполне успешно и популярно далеко не в одной
только среде интеллектуальных читателей (напоминаем, премия НОС за
«Каменные клены» и неплохие тиражи в издательствах-мейджорах).
Так вот самое интересное, что прогноз не
оправдался. Цветков и Рыбакова пришли к финишу вторыми, а Элтанг и вовсе
третьей. Лучшим в номинации «Поэзия» был объявлен харьковский поэт Илья
Риссенберг с первым опубликованным сборником «Третий из двух». Книжка
первая, но имя известное, и сборник уже входил в шорт-лист Андрея
Белого, и Риссенберг с его чуткой внимательностью к языку вполне
вписывается в изначальную премиальную концепцию «сохранения». В малой
прозе победил живущий в Германии Дмитрий Вачедин со сборником рассказов
«Пыль». Вачедин — лауреат (2007 год, рассказ «Стрелок небесной лазури»,
номинация «Молодой русский мир») и лонглистер (2011-й, роман «Снежные
немцы») премии «Дебют» — на самом деле производит впечатление именно
тем, что, хотя поле действия у него неизменно — Германия, главным здесь
становится почти законсервированный в своей классической чистоте русский
язык. Ну а в крупной прозе победил Юз Алешковский с «Маленьким тюремным
романом» о сталинских репрессиях. Роман начинается сном, и во сне же
заканчивается и вся история от Николая Второго и до Сталина, а впрочем, и
наших дней, предстает чем-то вроде запутанной научно-фантастической
дремы. И опять же — чуть ли не важнее сюжета оказывается речь, которая в
романах Алешковского не имеет границ и пределов и течет, почти не
сдерживаясь автором, из потока сознания в неостановимое говорение.
Так что даже немного жалко, что «Русская
премия» вручается без формулировок. Хотя и были бы они, очевидно,
сплошными «за чистоту» да «за сохранение». То есть, говоря по правде, от
лучших книг, написанных писателями, живущими на территории России,
награжденные произведения практически не отличаются. Они с такой же
гордостью игнорируют реальность и так же по-младенчески привязаны к
языку. Это поэтическая экспериментальность прозы — вспомнить опять же
Марию Рыбакову, чей «Гнедич» по большей части становится формальным
опытом сближения стиха и прозы, такого тесного, что граница между ними
оказывается практически неуловима, настолько присуща русской литературе
последних лет, что она и тянет ее на дно. И чем удаленнее от места
возникновения, тем язык выше и чище, а реальность размытее. Так что в
конце остается только чистый звук, отзывающийся в финале романа
Алешковского цитатой из Пушкина, покоем и волей.
Лиза БиргеПодробнее: http://kommersant.ru/doc/1923570
No comments:
Post a Comment