Снять фильм о гении... Новый фильм об Иосифе Бродском.
Случилось так, что за последний год я пересмотрела почти все – документальные и художественные - фильмы об Иосифе Бродском. И у меня сложилось впечатление, что сложился рецепт для создания биографических картин:
1. Эффектные виды Питера, Венеции, Нью-Йорка.
2. Фотографии суда над Бродским, и Бродский в Норенской.
3. Отъезд из СССР, разлука с родителями.
4. Бродский, читающий стихи.
5.Говорящие головы друзей и знаменитостей.
6. Торжества вручения Нобелевской премии, информация о преподавательской деятельности и прочие социальные достижения.
Эти вехи-компоненты жизни поэта перемешаны в разных пропорциях в разных фильмах с большим или меньшим успехом.
Конечно, снимать фильм о гении непросто. Я, например, сейчас, чем больше читаю Бродского и чем больше узнаю о нем, тем более загадочным он для меня становиться. А я, ведь, знала его довольно хорошо и, думала, что понимала его, ценила, уважала и т.д. Разумеется, я не смотрела на мир его глазами, но, полагала, что отдавала должное его дарованию и признавала масштаб этого дарование. Но – нет. Теперь я вижу, что он, «тронувший сердца многих людей», как прекрасно сказал об Иосифе Александровиче Гаррик Гинзбург-Восков, его друг, нес в себе какую-то тайну.
Не уверена, что эту тайну можно разгадать, но следует, как мне кажется, постараться приблизиться к разгадке в меру своих возможностей. Я думаю, если вы, режиссер и собираетесь снимать фильм о Бродском, то должны (обязаны) предложить концепцию его жизни и поэзии, а не просто сбивать хронологическо-биографический, географическо-филологический коктейль, надеясь, что в сознаниию зрителя франменты и голоса сами улягутся в стройную картинку. Или, может быть, режиссеры считают, что драматизма жизни Бродского, уникальности самой его личности достаточно для создания полноценного повествования? Не знаю, не знаю...
Эти фильмы-биографии, если Бродский сам читает свои стихи или разговаривает, поражают. Лента, снятая в Венеции в 1992-м, или картины Евгения Поротова, основное в которых съемки 1989 года в Нью-Йорке (к этим съемкам я имела самое непосредственное отношение), или Нобелевские торжества, - таковы, что кадры хочется смотреть снова и снова.Это – бесценные свидетельства.
Новый фильм о Бродском, который завтра покажут в baryshnikov Art Center, называется Joseph Brodsky: The prisoner of Latitude, режиссер Ян Эндрюс. Судя по пресс-релизу, это подробная, биографическая картина, рассказывающая американскому - или космополитическому зрителю - о сложной жизни русского поэта на материале кинохроники, разговоров с интересными людьми из Санкт-Петербурга, которые знали Иосифа Бродского и воспоминаний его нью-йоркских знакомых и друзей. Санкт-Петербург, его архитектура -один из героев этой ленты.
В фильме снимался Марк Стрэнд, друг Бродского, выдающийся американский поэт, которым Иосиф Александрович восхищался и которого высоко ценил.
Режиссер Ян Эндрюс свой первый документный фильм сняла почти полвека назад. Она уважаемый кинематографист и удостоена различных международных наград, а картина о Бродском в 2010-м году была официально представлена на Венецианском кинофестивале.
Просматривая документальные ленты о Бродском и отрывки на Youtube.com, я поняла, что вокруг Иосифа Бродского непроизвольно создается некое попсовое пространство, и он постепенно превращается в культового персонажа, в «литзвезду», в памятник, в бренд да так, что уже не нужно читать его стихи, пьесы, эссе, а достаточно знать какие-то словечки, строки, фразы вроде: «Какую биографию делают нашему рыжему!» или «Я думал, это от Бога» или «Ни страны, ни погоста». В преддверии круглых дат эти тенденции нарастают, в средствах массовой информации начинается вакханалия, на которую даже смотреть стыдно. К счастью, очередной юбилей Иосифа Бродского прошел этой зимой, и, похоже, что до 2015 года наступило затишье.
Юбилейные торжества Бродского при ближайшем рассмотрении выглядят несколько однообразно, помпезно и нелепо. Что - здесь, что - в России:Что ж, таков жанр. Сам Иосиф Бродский когда-то, когда мы с ним обсуждали возможный вечер памяти Анны Ахматовой, склонялся к «американскому» варианту юбилеев: собираются известные люди и читают произведения юбиляра. И все.
Иначе - выступают одни и те же, примелькавшиеся лица, льются потоки «приличествующих» слов, а реальный поэт и человек – исчезает. Это чутко уловил Роман Каплан, который празднование дня рождения Иосифа Александровича в этом году совместил с юбилеем самого ресторана.
Поскольку Иосиф Бродский «Самовар» любил, а не только был его совладельцем, такой поворот Такой шаг мне представляется естественным и абсолютно приемлемым.
Кроме юбилейных торжеств есть еще научные конференции. И на них процесс «бронзовения», она же - мифологизация - идет полным ходом. Наверное, одна из причин – закрытые архивы Бродского, которые еще лет 35, будут недоступны для исследователей и не позволят «бродсковедам» опираться на новые конкретные материалы. Хотя на конференции этого года в Архангельской области, в Библиотеке имени Бродского было сказано много нового и выявились неожиданные факты.
Но в общем, особенно в мемуарной литературе, скорость канонизации/попсовизации стремительно набирает обороты. Недавно с большим удивлением от одного московского литератора я услышала, что «Бродский был высоким и спортивным»... Читала я, что Бродский изучал китайский язык(это утверждение можно будет подтвердить или опровергнуть только, когда архивы Бродского будут открыты) и выдавал себя за Бакунина. Бродский, старательно создававший канву своей будущей биографии, я думаю, очень удивился бы, услышав о себе нечто похожее.
Фильм Ян Эндрюс лишен подобных фантазий. Лента достоверно, спокойно и внимательно обращается с фактами. Этот фильм – подарок любителям «изящной словесности», и еще одна возможность достойно увековечить память великого поэта как в родимом отечестве, так и в масштабе мировой культуры.RUNYweb.com
No comments:
Post a Comment