Наташа Шарымова
СВИДЕТЕЛЬСТВО ИЗ ПЕРВЫХ РУК.
Выставка «Рембрандт и его школа» в музее Фрик.
В знаменитом музее Нью-Йорка – Frick Collectionсь собраны не только творения великих мастеров, украшающие стены дома Фриков, псевдо-итальянского палаццо ХVIII века на Пятой авеню, здесь еще постоянно проходят уникальные выставки.
Когда-то Генри Клэя Фрика, основателя музея, угольного, стального и железнодорожного магната (1849–1919) спросили, работы какого художника он хотел бы приобрести для своей коллекции, бизнесмен, не задумываясь, ответил: «Рембрандта».
Став миллиардером, Мистер Фрик покупал живопись и графику любимого нидерландского мастера. Работы Рембрандта коллекционировал и Фредерик Джоханнс Лагт (1884-1970), знаток изящных искусств, сотрудник аукционного дома в Амстердаме. Благодаря их усилиям представление о Рембрандтее ван Рейне существенно изменилось. В конце девятнадцатого века этот художник воспринимался как стоик-одиночка, непризнанный гений, следовавший своим творческим нормам и все более и более отдалявшийся от общества. Сегодня Рембрандт видится как чрезвычайно амбициозный мастер, экстраординарные способности которого и инновационный стиль обеспечили ему коммерческий успех, международную известность и многочисленных последователей в течение всей его жизни. Так что блестящий фильм-мелодрама «Рембрандт» 1936-го года с гениальным Чарльзом Лоутеном в главной роли, на сегодняшний оказывается - согласно вновь обнаруженным докуменнтам и мемуарам - лишенным исторической достоверности.
В Музее Фрик проходит выставка «Rembrandt and His School: Masterworks from the Frick and Lugt Collections, в экспозицию которой вошли приобретения Г.К.Фрика и работы, привезенная из Парижа из Lugt Collections: живопись, рисунки, офорты Рембрандта и целой группы голландских художников, которые составляют его школу. Среди них: Говерт Флинк, Фердинанд Боль, Гербранд ван ден Хут, Карел Фабрициус, Сэмюэль ван Хохстратен, Николас Маес, Филипс Конинк и Ламберт Думер. Эти работы, собранные вместе, расширяют представление о Рембрандте и людях, которые вдохновлялись его примером.
Существует распространенное мнение, что Рембрандт в какое-то время был забыт, но это не так: в течение столетий его творчество было абсолютной художественной ценностью, исследователи занимались им всегда. Этого нельзя сказать о его современниках, таких как Франс Хальс или Йоханнес Вермеер, о которыех долгое время никто даже не упоминал. В конце 17-го и в 18-м веков художественные вкусы и практика переключились на академический стиль и сформулировали принципы классической живописи. Тогда высказывалась н определенная критика работ Рембрандта, главным образом, его упрекали в выборе слишком жизненных, "неидеальнгых" моделей, желании изображать эмоциональные состояния, а не рассказывать истории. Неодобрительно относились к темной палитре и экспрессивной живописной манере позднего периода. Именно в свете этих особенностей, воспринятых как "антиклассические", Рембрандт стал моделью и героем для громадного числа художников, работающих вне академических установок в девятнадцатом веке.
Расхожий миф – забвение Рембранда – ошибочен: его слава только росла и росла. Конечно, он был человеком и художником чувствительным, руководствовался только своими мотивировками и убеждениями, не подчинялся ни господствующему вкусу, ни социальным нормам. Это был романтик, полностью поглощенный своим предназначением и творчеством.
В конце 19-го века известность Рембрандта достигла новых высот и была отмечена исторической выставкой, проведенной в 1898 в Музее Stedelijk в Амстердаме. С тех пор цены на его работы из коллекций европейских аристократов или американских магнатов только растут.
Раньше считалось, что в собрании Фрика пять живописных полотен Рембрандта, но потом, в 40-е годы прошлого века, эксперты решили, что авторы, двух картин(«Old Woman with a Book» и «Portrait of a Young Artist») - ученики и последователи художника. Три работы Рембрандта ван Рейна являются центром выставки. Это неоспоримые шедевры. «Nicolaes Ruts» (1631), «The Polish Rider» (c. 1655), и «Автопортрет» (1658). Впервые все пять выставлены вместе.
Эта выставка – редкая возможность увидеть несколько автопортретов художника одновременно и, основываясь на них, произвести физиогномическую интерпретацию личности гения. Прежде всего, это напечатанный при жизни автора офорт - «Автопортрет, облокатившегося на каменный подоконник», на котором художник изобразил себя в тридцать три года. Это – типичный придворный джентльмен шестнадцатого века, его костюм и поза отсылают нас к портретам итальянских мастеров эпохи Возрождения, работы которых Рембрандт мог видеть в амстердамских коллекциях.
Самым интересным экспонатом выставки является известный «Автопортрет» (1658), написанный Рембрандтом, когда ему было пятьдесят два года. Он был куплен в 1907-м году за поразительную цену $225 000. Полотно недавно отреставрировано: потемневший лак убрали и теперь изображение предстает перед зрителем во всей роскоши его колорита, демонстрирует наблюдения автора над светом и тенью, показывает уверенную, «грубую» работу кисти. Художник изображен на полотне фронтально, лицо и руки выполнены смешением прозрачных и непрозрачных слоев краски, тонкие штрихи красного цвета придают жизнь глазам, затемненным головным убором.
Этот портрет Рембрандт создал спустя два года после позорного банкротства,. но в нем совершенно не видна обеспокоенность модели какими-то обстоятельствами. На портрете - уверенный в себе человеком, его поза и серебряная трость напоминают королевскую парадную живопись. Так же в офорте, Рембрандт появляется здесь без кистей, палитры или любых других традиционных атрибутов его профессии. Он одет в пышный исторический костюм: тяжелый меховой плащ, золотую безрукавку, белую льняную рубашку,подпоясан красным поясом с серебряным украшением, что позволяет автору продемонстрировать виртуозную живописную технику. Как и у офорта, у этого портрета есть свой источник - «Иконография» Ван Дейка, собрание изображений художников, государственных деятелей, ученых и других выдающихся исторических фигур, опубликованное в 1645-м году. Иными словами, Рембранд безусловно знал себе цену как художнику и не скрывал этого.
В драматической жизни этого гения скрыта не одна загадка. Я хочу упомянуть известного кинорежиссера и художника Питер Гринуей, одного из оригинальнейших умов нашего времени, который считает, что против Рембрандта был составлен настоящий заговор. Он полагает, что Рембрандт в своем полотне «Ночной дозор» (настоящее название – ««Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»), который был написан по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, для украшения нового здания и который был не принят стрелками-мушкетерами, рассказал об убийстве и назвал преступников. Общеизвестно, что в картине «Ночной дозор» содежиртся много непонятного, и возможно, кинорежиссер прав: уж очень стремительно художник лишился заказов, «вышел из моды". Трудно понять и объяснить, почему дом и имущество Рембрандта были оценены столь низко. Гринуей создал два документальных фильма на эту тему: «Загадки «Ночного дозора» и «Я обвиняю». Более подробно с точкой зрения режиссера и его аргументами можно ознакомиться в Интернете, в частности на сайте журнала Filmmaker. (http://www.filmmakermagazine.com/news/2009/10/peter-greenaway-rembrandts-jaccuse/) или здесь: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-piter-grinuei-raskryl-ubiistvo-na-kartine-/315043.html. тайна Рембрандта существует, и пока не поддается раскрытию.
No comments:
Post a Comment