Monday, March 14, 2011

Наташа Шарымова

СВИДЕТЕЛЬСТВО ИЗ ПЕРВЫХ РУК.

Выставка «Рембрандт и его школа» в музее Фрик.

В знаменитом музее Нью-Йорка – Frick Collectionсь собраны не только творения великих мастеров, украшающие стены дома Фриков, псевдо-итальянского палаццо ХVIII века на Пятой авеню, здесь еще постоянно проходят уникальные выставки.

Когда-то Генри Клэя Фрика, основателя музея, угольного, стального и железнодорожного магната (1849–1919) спросили, работы какого художника он хотел бы приобрести для своей коллекции, бизнесмен, не задумываясь, ответил: «Рембрандта».

Став миллиардером, Мистер Фрик покупал живопись и графику любимого нидерландского мастера. Работы Рембрандта коллекционировал и Фредерик Джоханнс Лагт (1884-1970), знаток изящных искусств, сотрудник аукционного дома в Амстердаме. Благодаря их усилиям представление о Рембрандтее ван Рейне существенно изменилось. В конце девятнадцатого века этот художник воспринимался как стоик-одиночка, непризнанный гений, следовавший своим творческим нормам и все более и более отдалявшийся от общества. Сегодня Рембрандт видится как чрезвычайно амбициозный мастер, экстраординарные способности которого и инновационный стиль обеспечили ему коммерческий успех, международную известность и многочисленных последователей в течение всей его жизни. Так что блестящий фильм-мелодрама «Рембрандт» 1936-го года с гениальным Чарльзом Лоутеном в главной роли, на сегодняшний оказывается - согласно вновь обнаруженным докуменнтам и мемуарам - лишенным исторической достоверности.

В Музее Фрик проходит выставка «Rembrandt and His School: Masterworks from the Frick and Lugt Collections, в экспозицию которой вошли приобретения Г.К.Фрика и работы, привезенная из Парижа из Lugt Collections: живопись, рисунки, офорты Рембрандта и целой группы голландских художников, которые составляют его школу. Среди них: Говерт Флинк, Фердинанд Боль, Гербранд ван ден Хут, Карел Фабрициус, Сэмюэль ван Хохстратен, Николас Маес, Филипс Конинк и Ламберт Думер. Эти работы, собранные вместе, расширяют представление о Рембрандте и людях, которые вдохновлялись его примером.

Существует распространенное мнение, что Рембрандт в какое-то время был забыт, но это не так: в течение столетий его творчество было абсолютной художественной ценностью, исследователи занимались им всегда. Этого нельзя сказать о его современниках, таких как Франс Хальс или Йоханнес Вермеер, о которыех долгое время никто даже не упоминал. В конце 17-го и в 18-м веков художественные вкусы и практика переключились на академический стиль и сформулировали принципы классической живописи. Тогда высказывалась н определенная критика работ Рембрандта, главным образом, его упрекали в выборе слишком жизненных, "неидеальнгых" моделей, желании изображать эмоциональные состояния, а не рассказывать истории. Неодобрительно относились к темной палитре и экспрессивной живописной манере позднего периода. Именно в свете этих особенностей, воспринятых как "антиклассические", Рембрандт стал моделью и героем для громадного числа художников, работающих вне академических установок в девятнадцатом веке.

Расхожий миф – забвение Рембранда – ошибочен: его слава только росла и росла. Конечно, он был человеком и художником чувствительным, руководствовался только своими мотивировками и убеждениями, не подчинялся ни господствующему вкусу, ни социальным нормам. Это был романтик, полностью поглощенный своим предназначением и творчеством.

В конце 19-го века известность Рембрандта достигла новых высот и была отмечена исторической выставкой, проведенной в 1898 в Музее Stedelijk в Амстердаме. С тех пор цены на его работы из коллекций европейских аристократов или американских магнатов только растут.

Раньше считалось, что в собрании Фрика пять живописных полотен Рембрандта, но потом, в 40-е годы прошлого века, эксперты решили, что авторы, двух картин(«Old Woman with a Book» и «Portrait of a Young Artist») - ученики и последователи художника. Три работы Рембрандта ван Рейна являются центром выставки. Это неоспоримые шедевры. «Nicolaes Ruts» (1631), «The Polish Rider» (c. 1655), и «Автопортрет» (1658). Впервые все пять выставлены вместе.

Эта выставка – редкая возможность увидеть несколько автопортретов художника одновременно и, основываясь на них, произвести физиогномическую интерпретацию личности гения. Прежде всего, это напечатанный при жизни автора офорт - «Автопортрет, облокатившегося на каменный подоконник», на котором художник изобразил себя в тридцать три года. Это – типичный придворный джентльмен шестнадцатого века, его костюм и поза отсылают нас к портретам итальянских мастеров эпохи Возрождения, работы которых Рембрандт мог видеть в амстердамских коллекциях.

Самым интересным экспонатом выставки является известный «Автопортрет» (1658), написанный Рембрандтом, когда ему было пятьдесят два года. Он был куплен в 1907-м году за поразительную цену $225 000. Полотно недавно отреставрировано: потемневший лак убрали и теперь изображение предстает перед зрителем во всей роскоши его колорита, демонстрирует наблюдения автора над светом и тенью, показывает уверенную, «грубую» работу кисти. Художник изображен на полотне фронтально, лицо и руки выполнены смешением прозрачных и непрозрачных слоев краски, тонкие штрихи красного цвета придают жизнь глазам, затемненным головным убором.

Этот портрет Рембрандт создал спустя два года после позорного банкротства,. но в нем совершенно не видна обеспокоенность модели какими-то обстоятельствами. На портрете - уверенный в себе человеком, его поза и серебряная трость напоминают королевскую парадную живопись. Так же в офорте, Рембрандт появляется здесь без кистей, палитры или любых других традиционных атрибутов его профессии. Он одет в пышный исторический костюм: тяжелый меховой плащ, золотую безрукавку, белую льняную рубашку,подпоясан красным поясом с серебряным украшением, что позволяет автору продемонстрировать виртуозную живописную технику. Как и у офорта, у этого портрета есть свой источник - «Иконография» Ван Дейка, собрание изображений художников, государственных деятелей, ученых и других выдающихся исторических фигур, опубликованное в 1645-м году. Иными словами, Рембранд безусловно знал себе цену как художнику и не скрывал этого.

В драматической жизни этого гения скрыта не одна загадка. Я хочу упомянуть известного кинорежиссера и художника Питер Гринуей, одного из оригинальнейших умов нашего времени, который считает, что против Рембрандта был составлен настоящий заговор. Он полагает, что Рембрандт в своем полотне «Ночной дозор» (настоящее название – ««Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»), который был написан по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, для украшения нового здания и который был не принят стрелками-мушкетерами, рассказал об убийстве и назвал преступников. Общеизвестно, что в картине «Ночной дозор» содежиртся много непонятного, и возможно, кинорежиссер прав: уж очень стремительно художник лишился заказов, «вышел из моды". Трудно понять и объяснить, почему дом и имущество Рембрандта были оценены столь низко. Гринуей создал два документальных фильма на эту тему: «Загадки «Ночного дозора» и «Я обвиняю». Более подробно с точкой зрения режиссера и его аргументами можно ознакомиться в Интернете, в частности на сайте журнала Filmmaker. (http://www.filmmakermagazine.com/news/2009/10/peter-greenaway-rembrandts-jaccuse/) или здесь: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-piter-grinuei-raskryl-ubiistvo-na-kartine-/315043.html. тайна Рембрандта существует, и пока не поддается раскрытию.

В галерее первого этажа разместились рисунки художника и его учеников, приобретенные г-ном Лагтом в 19-м веке. Восемнадцать рисунков Рембрандта. Среди них: «Женщина, облокатившаяся на подоконник», «Старуха и Саския на кровати», «Ветряная мельница» и «Шах Джахан»( плюс тридцать шесть оригиналов учеников Рембрандта и его последователей). Кроме того, выставлена серия карандашных автопортретов художника, которые показывают его в разных психологических состояниях и в разных костюмах. Можно сказать, диалог художника с самим собой продолжается, только сейчас в этот разговор втягиваемся мы с вами, пришельцы из 21-го века. Мы с вами, по крайней мере каждый для себя, посмотрев на эти листы, можем решить, был ли Рембрандт счастлив или нет, считал ли он, что выполнил свою миссию или нет... Можем даже сравнить его участь со своей и поучиться у мастера мужеству и стойкости перед лицом неизбежных, трагических утрат, выпадающий на долю каждого человека.

No comments:

Post a Comment