Saturday, October 30, 2010

ПИТЕР ГРИНУЭЙ В ARMORY PARK AVENUE (New York)



НАТАША ШАРЫМОВА
ИТАЛЬЯНСКИЕ МОТИВЫ

Нью-йоркский сезон 2010 - в разгаре. Открываются выставки, одна лучше другой. От Пабло Пикассо до Эдварда Хоппера. На Бродвее обещают Ванессу Редгрейв. За билетами на оффенбаховские "Сказки Гоффмана" в Метрополитен-опере очередь протянулась от Линкольн-Центра до Китая. Правда, большой Нью-Йоркский кинофестиваль и малый фестиваль Российских документальных фильмов - главные события нашей кино-осени уже позади, и казалось бы, любителей синема ждут лишь пряные ленты в Japan Society да шедевры всех времен и народов в программах MOMA и BAMa.

Я- увы!- пренебрегая качеством, предпочитаю DVD и домашнюю обстановку -выползаю лишь на просмотры российских фильмов в Бруклинской библиотеке к Алле Макеевой или в Колумбийском университете. И все же... и все же... не все так плохо, так безнадежно. Мне довелось узнать, что для киноманов, кинофанов, кинофилов и прочих кинострадальцев готовится уникальное, яркое, неповторимое визуальное пиршество. На самом высоком уровне - никакой попсы и никакого гламура. Скоро в Armory Park Avenue покажут мультимедийную работу Питера Гринуэя - "Leonardo's Last Supper: A Vision by Peter Greenaway". Сайт http://www.armoryonpark.org/index.php/visitor_information/events/
Пока еще не было никаких предварительных просмотров, но поговорить об этом опусе можно: я, по старой кино-критической привычке, за Гринуэем присматриваю, и всегда в курсе его многосторонней активности. Примерно в 2002-м году британский мастер заявил, что "в скором времени он займется проектом Nine Classic Paintings Revisited и нанесет визиты девяти выдающимся живописным произведениям от Ренессанса до наших дней. Используя "самые современные технологии", режиссер (по образованию - художник) постарается смахнуть академическую пыль веков и создать диалог между 8000 годами существования изобразительного искусства и 112 годами жизни кино.
В 2006-м году Питер Гринуэй снял шокирующую ленту по "Ночному дозору" великого Рембранта, а в 2007-м начал обивать пороги миланских чиновников, чтобы получить разрешение работать в соборе Санта Мария делле Грацие, в трапезной действующего монастыря, чтобы снять полотно великого Леонардо "Тайная вечеря". Итальянские должностные лица, видимо, не берут взяток (а англичане, по-моему, взяток не дают) и дело уладилось лишь через 18 месяцев. Если вы окажетесь в Милане, имейте в виду, билеты для посещения собора и просмотра "Тайной Вечери" нужно заказывать заранее. Вот - телефон: 39 (02) 89 42 11 46. А вот ссылка на сайт: http://www.grazieop.it/
По свидетельству очевидца, издателя Пьера Демарани одним июньским вечером в эту церковь 15-го века завезли оборудование: прожектора, стробоскопы, проекторы, акустические колонки, усилители, микшеры, микрофоны, камеры... Всего было так много, что казалось - готовится концерт "Пинк Флойд". Посредине трапезной, на стене которой покоится "Тайная вечеря" установили стол. Врубили звук и свет, включили камеры... Публики было немного. Критики, историки искусства, монахи.
На Youtube.com размещен ролик-трейлер этого действа-инсталляции: http://www.youtube.com/watch?v=1EbfALaB5OY. И еще - что очень любопытно и познавательно - там же можно найти две лекции Питера Гринуэя, которые он прочел в калифорнийском университете Беркли. Первая "New Possibilities: Cinema is Dead, Long Live Cinema"
Вторая "Nine Classic Paintings Revisited". http://www.youtube.com/watch?v=plWSGEAuD_0&feature=channel.
В своих лекциях Гринуей рассказывает и о Леонардо, и о своем подходе к новому, им изобретенному, жанру. Рецензии на кино-мульти-инсталляцию были восторженные.
В 2009 Питер Гринуэй снял еще один фильм этой серии - "Свадьба в Кане" (даты создания: 1562-1563), полотно великого Паоло Веронезе, находящееся в венецианском соборе Сан-Джорджо Маджоре, на острове Сан-Джорджо Маджоре. Эту работу Питера Гринуэя можно было увидеть на Биеналле в Венеции 2009 года. В ближайших планах режиссера, который уже давно провозгласил, что "кино мертво, как динозавры", съемки работ Миро, "Менин" Веласкеза, "Герники" Пикассо, "Кувшинок" Монэ и полотен Джексона Поллока. Он ведет переговоры с Ватиканом о возможности снимать фреску Микельанджело в Секстинской капелле.
А в Нью-Йорке, мы скоро увидим "Тайную вечерю" в Armory Рark Avenu, и я совершенно уверена, что Гринуэй нас, привередливых зрителей не разочарует: Бог с ними, с "современными технологиями" и взаимодействим изображения, света, музыки, вокала и звука... Библейский сюжет у Гринуэя обретет глубину оргинала и сиюминктную актуальность, еоторой под силу остановить скользящий и равнодушный взгляд.
Думаю, пора заказывать билеты. Тем более, что ходят глухие слухи: сам маэстро окажется в Большом яблоке.
И чтобы приблизить весь сюжет к русскому читателю, напомню, итальянские мотивы в русской литературе - предмет многочисленных диссертация и исследований... Не откажу себе в удовольствии привести стихотворение "Тайная вечеря" Осипа Мандельштама, который в молодости путешествавал по Италии. Стихотворение написано в Воронеже, датируется 1937-м годом. Видел ли Мандельштам шедевр Да Винчи, я не знаю. Думаю - видел.

Осип Мандельштам. Тайная вечеря

Небо вечери в стену влюбилось -
Все изрублено светом рубцов -
Провалилось в нее, отразилось,
Превратилось в тринадцать голов.
Bот оно, мое небо ночное,
Пред которым как мальчик стою, -
Холодеет спина, очи ноют,
Стенобитную твердь я ловлю.
И под каждым ударом тарана
Осыпаются звезды без глаз, -
Той же вечери новые раны,
Неоконченной росписи мгла.

No comments:

Post a Comment